Краткая инструкция по созданию локальной сметы в Smeta.Cloud


СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА

В справочнике «Объекты» на панели инструментов нажимаем «Добавить объект » или в левой части поля правой клавишей мыши (ПКМ) вызываем контекстное меню – «Добавить» – «Объект».

 

Заполняем поля «Наименование объекта» и «Шифр объекта» и нажимаем «Продолжить».

 

В правой части поля на вкладке «Параметры» в строке «Типовые настройки» выбираем нужную нормативную базу (НБ).

 

В разделе «Уровни цен» к текущему уровню добавляем сборник индексов пересчета в текущий уровень цен.

 

Выбираем разработчика сборника индексов, год и месяц. Нажимаем кнопку «Применить».

 

 

Открываем смету (вкладка «Содержание», внизу кнопка «Проектная смета»).

 

 

ВНЕСЕНИЕ РАСЦЕНОК В СМЕТУ

1. По обоснованию.

С панели инструментов или ПКМ добавляем сметную строку.

 

В графе «Обоснование» пишем шифр расценки.

 

ПКМ «Поиск по обоснованию» или Ctrl+Enter.

 

Подтверждаем списание средств за использование норматива.

 

Расценка добавлена в смету.

 

2. Выбор расценки из нормативной базы.

В открытой смете нажимаем кнопку «Расценки».

 

Попадаем в справочник «Нормативы».

 

В левой части поля открываем нужную НБ.

 

Дважды щелкаем левой клавишей мыши (ЛКМ) по сборнику, открываем его на весь экран. В главном меню «Окно» – «Упорядочить вертикально».

 

Два окна (сборник и смета) встали рядом. Находим в сборнике нужную расценку или выделяем несколько (Ctrl+ЛКМ). Затем удерживаем на обосновании ЛКМ и переносим расценку в смету.

 

Подтверждаем списание средств за использование норматива.

 

Расценка добавлена в смету.

 

3. Из буфера обмена.

В смете встаем на ту строку, под которую будем заносить расценки. На панели инструментов нажимаем кнопку «Просмотреть и вставить из буфера».

 

Находим нужную расценку или выделяем несколько и внизу нажимаем длинную клавишу «Вставить в объект». Если дальше будем продолжать работать с буфером, то галку «Закрывать после вставки» снимаем.

 

Подтверждаем списание средств за использование норматива.

 

Расценка добавлена в смету.

 

4. Внесение материала вручную.

С панели инструментов или ПКМ добавляем подчиненную строку.

 

 

В графе «Обоснование» пишем счет, прайс, материал заказчика, договор и т.д. (то, что необходимо). В графе «Наименование» – название материала. Проставляем единицу измерения.

 

На панели инструментов нажимаем кнопку «Панель цен». В строке «Отпускная» ставим стоимость материала за единицу измерения. Нажимаем Enter (обязательно). Если стоимость вносим с НДС, то ставим галку «с НДС». Программа НДС высчитает сама. Если цена без НДС – галку не ставим. Если необходимо текущую цену перевести в базовую, то проставляем индексы дефляторы/инфляторы. Далее вносим «Транспортные» и «Заготовительно-складские» расходы.

 

5. По поиску.

В смете встаем на строку, под которую будем заносить расценки. На панели нажимаем кнопку поиска.

 

Выбираем нужную нормативную базу и области поиска. В верхней строке пишем искомое предложение.

 

В окне с результатами поиска выбираем расценку (или несколько) и нажимаем «Вставить».

 

Подтверждаем списание средств за использование норматива.

 

Расценка добавлена в смету.

 

6. Копирование в смету.

В смете встаем на ту строку, под которую будем заносить расценки. На панели инструментов нажимаем кнопку «Расценки».

 

Попадаем в справочник «Нормативы». В левой части поля открываем нужную НБ, встаем на сборник. Справа открываются его расценки. Находим нужную расценку и на панели инструментов (или ПКМ) нажимаем «Копировать в смету».

 

Подтверждаем списание средств за использование норматива.

 

Слева «встаем» на другой сборник, справа открываются его расценки, находим нужную, копируем в смету и т.д. В смету возвращаемся через кнопку «Список открытых окон».

 

Расценка добавлена в смету.

 

ВНЕСЕНИЕ ОБЪЕМОВ

1. Вручную.

На расценке в графе «Количество» – «Всего» проставляем объем, подтверждаем кнопкой Enter.

 

 

2. С помощью формул.

На расценке в графе «Количество» – «Всего» ставим знак «=» с клавиатуры и наверху в строке формул вносим расчет объема.

 

 

 

3. Зависимость ячеек.

Объемы по смете можно «привязать». «Встаем» на расценку в ячейку объема. Ставим знак «=» с клавиатуры.

 

Переходим на ту расценку, от которой хотим «взять» объем. Щелкаем по нему дважды ЛКМ.

 

Подтверждаем кнопкой Enter. Данный объем «перешел» на другую расценку.

 

Если Заказчик меняет объем, то он поменяется во всех строках, где «привязан». Только в пределах одной локальной сметы. (Внимание! Строку с исходным объемом не удалять!)

4. Калькулятор.

По ячейке с объемом щелкаем дважды ЛКМ.

 

Нажимаем черную стрелку. Работаем с калькулятором.

 

Подтверждаем кнопкой Enter.

 

ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

1. Из справочника.

Стоя на расценке, на панели инструментов нажимаем «Поправки». В окне поправок кнопка «Справочник».

 

Попадаем в Справочник поправок. В справочнике можно воспользоваться поиском по коду или наименованию, нажав ПКМ.

 

Выбираем нужную поправку. Можно выделить несколько, в этом случае они перемножатся между собой.

 

 

Если поправку надо назначить на ряд расценок, мы их выделяем. При этом кнопка «Справочник» становится неактивной. Для назначения поправки на панели инструментов нажимаем «Применить поправку на выделенную часть».

 

 

 

 

 

2. Вручную.

В окне «Поправки» галками отмечаем статьи затрат (например ОЗП и ЭММ). Напротив ОЗП и ЭММ через знак «*» вносим поправку.

 

Если надо дать пояснение к поправке, то в окне поправок внизу есть две вкладки «Примечание» и «Поправка». Если пояснение надо дать в обосновании расценки (чаще всего), то нажимаем вкладку «Поправка», ставим галку «Показывать в обосновании» и в белом поле пишем название документа и пункт, из которого она взята.

 

Если пояснение надо дать в наименовании расценки, то нажимаем вкладку «Примечание», ставим галку «Показывать в наименовании» и вносим название документа.

 

3. На всю смету (на стесненность).

Выделяем всю смету (Сtrl+A). В окне «Поправки» галками отмечаем статьи затрат.

 

В верхней белой строке через знак «*» проставляем поправку – «Добавить» – «Применить».

 

 

4. Автоматически.

В параметрах объекта в разделе «Поправки» (или из открытой сметы – клавиша F3) ставим галку «Назначать автоматически».

 

Теперь при внесении расценок в смету любым из способов (кроме внесения материала по фактической стоимости) будет предлагаться окно с поправками, применимыми к той расценке, которую заносим в смету.

 

 

 

РАБОТА С РЕСУРСАМИ

1. Неучтенные материалы.

Неучтенные в прямых затратах материалы выходят в смете дополнительными (подчиненными) строками. В НБ ТСН-2001 они закодированы групповым кодом ОКП (Общероссийский классификатор продукции).

 

Нажимаем ПКМ – «Поиск по обоснованию» и раскрываем группу материалов. Они отличаются по наименованию, обоснованию, цене.

 

Выбираем нужный материал по проекту (вид, тип, марка) и нажимаем «Применить».

 

 

В базах ФЕР и ТЕР неучтенные материалы также появляются в смете подчиненными строками. Необходимо через поисковую систему зайти в ценники на материалы и выбрать нужный материал по проекту.

2. Замена учтенных материалов. «Прозрачная» смета.

Стоя на расценке, на панели инструментов нажимаем кнопку «Ресурсы».

 

Предлагаются ресурсы «Нормативные» (вид из НБ. Просмотровый вариант). При замене включаем ресурсы «Сметные». Ресурсы разделены на три типа: трудовые, машины и механизмы, ценники на материалы.

 

На вкладке «Сметные ресурсы» встаем на учтенный материал (с галкой) и ПКМ выбираем «Добавить как подчиненную строку».

 

Наш материал появился в смете с «минусом» в объеме и в норме расхода. Т.е. его стоимость вычлась из стоимости расценки.

 

Теперь можно добавить пустую подчиненную строку и внести материал по прайсу.

 

Также можно взять нужный материал из базы. Для этого в смете «встаем» на «заминусованый» материал в графу «Обоснование» – ЛКМ – нажимаем кнопку с тремя точками.

 

Попадаем в список однотипных материалов, выбираем нужный и на панели инструментов нажимаем «Копировать в смету» – «как подчиненную строку».

 

В смету возвращаемся через кнопку «Список открытых окон».

 

На внесенном из базы материале проставляем количество или норму расхода.

 

 

3. Замена ресурсов по всей смете.

В открытой смете в любом месте нажимаем ПКМ – «Замена ресурсов».

 

Встаем на нужный ресурс. Через ПКМ можно включить функцию «Показать расценки, использующие ресурс».

 

Переходим в графу «Обоснование». ЛКМ – Нажимаем кнопку с тремя точками.

 

Попадаем в сборник, открываем его, выбираем нужный ресурс.

 

 

Подсветка строки желтая. Справа внизу кнопка «Применить».

 

Произошла замена ресурса во всех расценках, где он используется.

 

ЛИМИТИРОВАННЫЕ ЗАТРАТЫ

В открытой смете на панели инструментов нажимаем «Лимитированные затраты».

 

Итог по смете программа посчитала сама. Нужно внести необходимые начисления за итогом. В нижней части экрана опускаемся в самый низ и встаем на строку «Всего с НР и СП». Кнопкой «Добавить» добавляем пустую строку.

 

 

В графе «Переменная» пишем «Итог1». В графе «Наименование» – например, НДС 18%. В графе «Уровень цен» встаем на «0», ставим знак «=» с клавиатуры. Он появляется наверху в строке формул.

 

Дважды ЛКМ по строке «Всего с НР и СП», знак «*» 0,18 с клавиатуры.

 

Подтверждаем Enter. Добавляем вторую строку.

 

В Переменной – «Итог2». В Наименовании – «Всего с НДС 18%». В графе «Уровень цен» встаем на «0», ставим знак «=» с клавиатуры. Дважды ЛКМ по строке «Итог1», знак «+» с клавиатуры, дважды по строке «Итог2».

 

Подтверждаем Enter. В графе «Тип» на самом последнем итоге впечатываем или из выпадающего списка выбираем тип «Итого».

 

ЭКСПОРТ В MS EXCEL

На печать смету можно вывести, перейдя на закладку «Предпросмотр» или нажав кнопку «Предпросмотр» на панели инструментов.

 

В окне «Список доступных документов» выбираем нужный документ и нажимаем «Сформировать».

 

В появившемся диалоговом окне настраиваем параметры документа и нажимаем «Сформировать».

 

Сформированный документ отобразится в окне программы. Для сохранения документа на своем компьютере или вывода на печать нажимаем «Сохранить» или «Печать».

 

В случае сохранения, подтверждаем списание средств за сохранение документа.

 

В случае вывода на печать, подтверждаем списание средств за печать документа.

 

С помощью кнопки «Настройки» можно настроить отображение списка доступных документов.